Тереза умерла в возрасте 24 лет, уединенно прожив около 10 лет в монастыре кармелиток. Она никогда не занималась миссионерской деятельностью, не основывала какого-то религиозного ордена, не совершала великих деяний. После ее смерти была опубликована лишь единственная книга под названием «История одной души», представляющая собой краткий отредактированный вариант дневника Терезы. Несмотря на это, спустя 28 лет после ее смерти интерес к ней возрос настолько, что Тереза была канонизирована в ответ на настойчивые требования верующих.
Что же заставило римско-католическую Церковь причислить эту девочку к лику святых?
Св. Тереза из Лизье, в миру Тереза Мартен, родилась 2 января 1873 года во Франции в семье часовщика Луи Мартена. Семья была очень религиозная, и с детства Тереза и ее сестры впитали в себя искреннюю веру родителей.
Мать Терезы умерла, когда девочке было четыре года, через пять лет ее старшая сестра Полина, заменившая ей маму, ушла в монастырь кармелиток, а спустя еще несколько месяцев Тереза серьезно заболела. Никто уже не надеялся, что она поправится, но Тереза верила, что Бог спасет ее, и постоянно молилась перед ликом Девы Марии. Однажды Тереза внезапно увидела, что Дева Мария улыбнулась ей, и в тот же самый миг она выздоровела.
После своего неожиданного исцеления Тереза Мартен приняла решение посвятить свою жизнь служению Богу, но как ей было убедить всех, что она способна вынести трудности монашеской жизни, если она не могла справиться даже со своими эмоциональными взрывами? Как бы она не старалась сдерживать свои бурные эмоции, всякий раз, когда ее кто-то осуждал или делал малейшее замечание, Тереза заливалась слезами. Она молилась, чтобы Иисус помог ей, но в ответ ей не было никакого знака.
Отец Терезы не хотел, чтобы девочка взрослела, и до четырнадцати лет по традиции продолжал класть ей рождественские подарки в башмачок. Рождественским днем 1886 года четырнадцатилетняя Тереза и ее сестра вошли в дом и увидели, как отец клал подарки в башмачки. Все ждали, что Тереза разразится слезами, однако взрыва эмоций не последовало. С Терезой случилось что-то невероятное. Иисус снизошел в ее сердце и сделал то, что она сама сделать не могла. Он заставил ее почувствовать переживания отца сильнее, чем свои собственные. В своей автобиографии она называет это Рождество днем своего «обращения».
Терезу называли «маленьким цветочком», но у нее была стальная воля. В 1889 году, в возрасте 15 лет Тереза предприняла первую попытку поступить в монастырь, но настоятельница монастыря отказалась дать своё согласие, ссылаясь на юный возраст. Однако девочка пошла к епископу. Когда же и епископ сказал нет, она решила обратиться выше. Вскоре епископ, убедившись в том, что желание Терезы не минутная прихоть, изменил своё решение, и Тереза смогла реализовать свою мечту. Иисус трижды испытывал волю Терезы и проверял, насколько сильно ее желание посвятить себя служению ему.
Тереза понимала, что, будучи монахиней - кармелиткой, она никогда не сможет совершить великих деяний. «Любовь можно доказать поступками; а как я должна проявлять свою любовь? Я не могу совершить великих деяний. Единственный способ доказать мою любовь – это разбрасывать цветы, и эти цветы будут маленькими пожертвованиями, как и каждый мой взгляд, слово и все мои внешне непримечательные поступки, которые я буду совершать ради любви». Она пользовалась любым случаем, чтобы принести жертву, неважно, какой бы малой она не казалась. Она улыбалась сестрам, которые ей не нравились. Она ела все, что ей давали, не жалуясь, - поэтому ей часто давали худшие остатки. Однажды Терезу обвинили в том, что она разбила вазу. Несмотря на то, что это была не ее вина, Тереза не спорила, а упала на колени и молила о прощении.
Когда Полину избрали настоятельницей монастыря, многие сестры опасались, что семья Мартен захватит монастырь, поэтому она попросила Терезу о великой жертве – остаться послушницей. Это означало, что Тереза никогда не станет настоящей монахиней, не примет постриг, что она всегда будет вынуждена просить разрешение на все, что она делает.
Тереза постоянно думала о том, как можно достигнуть святости в своей жизни. Она не хотела быть просто хорошей, она хотела быть святой. Она думала, что должен быть путь для людей, которые проживали свои маленькие, незаметные жизни, подобные той, которую вела она. «Но я говорила себе: Бог не заставляет меня желать чего-то невозможного и поэтому, несмотря на мою малость, я могу стремиться к святости. Я буду искать какие-нибудь возможности, чтобы попасть на небеса, найдя свой собственный путь, пусть очень короткий и прямой, но совершенно новый».
Главным понятием в размышлениях святой Терезы стал «малый путь». Так она называла путь достижения святости, не подразумевающий совершения героических действий или подвигов во имя веры.
Тереза обратилась к Святому Писанию, чтобы почерпнуть из него, как достичь той жизни, к которой она стремилась, и прочла такие слова: «Кто бы ты ни был, приди ко мне». «Твои руки, Господи Иисус, вознесут меня к небесам. И поэтому мне не нужно больше расти: я должна остаться маленькой и становиться все меньше и меньше», - писала Тереза.
Она размышляла о своем предназначении, она чувствовала в себе призвание священника и Апостола. Мученичество было мечтой ее юности, и эта мечта росла вместе с ней. Любовь к ближнему дала ключ ее призванию. Тереза поняла, что у Церкви есть сердце, и это сердце пылает любовью. Она поняла, что любовь заключает в себе все призвания, она всеобъемлюща, она — вечна. Тогда, исполненная безумной радости, Тереза воскликнула: «О Господи, Любовь моя... мое призвание, наконец-то я нашла его! Мое призвание — это Любовь!»
В монастыре Тереза жила двумя тайнами: детством Иисуса (требующим послушания и простого, доверчивого предания себя Богу) и Его страстями (требующими сопричастности и жертвы). Поэтому она попросила позволения называться сестрой Терезой Младенца Иисуса и Святого Лика.
В 1896, у Терезы начал развиваться туберкулез, несмотря на это она продолжала работать, никому не говоря о своей болезни, но через год об этом узнали все. Боли были такими сильными, что Тереза писала, что если бы не вера, она отдала бы свою жизнь без колебаний. Она чувствовала, что умрет молодой и ничего после себя не оставит. И все же она старалась казаться улыбающейся и бодрой – и ей это удавалось так хорошо, что некоторые думали, что она всего лишь притворяется, что больна.
Тереза мечтала о работе, которую она будет делать после смерти, помогая всем, кто живет на земле. «Я вернусь», - сказала она. «Мои небеса будут на земле». Тереза умерла 30 сентября 1897 года в возрасте 24 лет. Она знала, что с благословения Господа умрет именно в этом возрасте. Ведь она чувствовала в себе призвание священника, и Господь позволил ей умереть в том возрасте, когда она приняла бы сан, будь она мужчиной, таким образом, ей не пришлось страдать. Последние годы жизни она посвятила автобиографической книге, где описывала свою жизнь и размышляла над богословскими вопросами.
Через год после смерти Терезы Полина опубликовала дневник Терезы под называнием «История одной души» тиражом всего 2 000 экземпляров, но ко всеобщей неожиданности книга имела потрясающий успех — епископы и ведущие богословы Франции выражали своё восхищение наряду с простыми читателями. В начале ХХ века «История одной души» была переведена на все ведущие европейские языки.
Святая Тереза из Лизье была канонизирована 17 мая 1925 года. В 1929 году, учитывая всё возрастающие масштабы паломничества на могилу святой, в Лизье была построена великолепная базилика святой Терезы. В 1997 году папа Иоанн Павел II провозгласил Терезу Учителем Церкви.
Тереза стремилась развить подход к духовной жизни, которая была бы понятной и поддающейся воспроизведению всеми, кто хочет ей следовать, независимо от их уровня образования. «Малый путь» веры в Господа, найденный Терезой для достижения святости, заключался в выполнении ежедневных маленьких обязанностей, а не великих деяний. Не одно поколение католиков преклонялось перед этой юной святой, названной «Маленьким цветочком», а ее короткая жизнь вдохновляла людей гораздо больше, чем тома, написанные учеными богословами.
Тереза из Лизье – одна из святых-покровительниц миссионеров, но не потому, что она когда-либо занималась миссионерской деятельностью, а из-за ее особой любви к миссионерскому движению, а также молитв и писем, которыми Тереза поддерживала миссии. Ее жизнь – это напоминание всем нам, кто чувствует, что ничего нельзя сделать, - именно такие «маленькие» дела, какие совершала Тереза, строят Царство Божие.
Комментарий автора: Жизнеописание Святой Терезы из Лизье
Лилия Шеломанова,
Москва, Россия
Образование: Институт иностранных языков Российкого университета дружбы народов (ИИЯ РУДН).
Автор и ведущая программы "Театр наизнанку" на "Живом ТВ", также пишу статьи на различные темы для журнала "Бизнес и Леди" e-mail автора:caeli@lianet.ru сайт автора:мои интервью
Прочитано 17109 раз. Голосов 6. Средняя оценка: 4,5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Какая чудесная история. Я не принадлежу к католикам и не разделяю поклонение святым. Но жизнь этой девушки и вправду прекрасна. Бывает такие периоды в жизни когда не знаешь, что бы ты мог сделать... очень интересный взгляд на это положение.
Спасибо, что опубликовали эту историю. Комментарий автора: Я очень рада, что Вам понравилась эта история. Жизнь Терезы на самом деле удивительна. И ее книга "История одной души" очень интересная и помогает понять многие вещи. В католицизме очень много святых, чьи истории не менее удивительны. Постараюсь в ближайшее время написать еще пару статей.
Геннадий
2007-12-17 19:32:12
"Еще одной иллюстрацией полной утраты католицизмом святоотеческих критериев в понимании духовной жизни являются откровения 23-летней Терезы из Лизьё (Терезы Маленькой, Терезы Младенца Иисуса) - последней по времени высших католических святых. В 1997 году, в связи со столетием со дня ее кончины, "непогрешимым" решением папы Иоанна Павла II она была объявлена Учителем (!) Вселенской Церкви. Чему она научает Церковь, об этом красноречиво свидетельствует ее автобиография "Повесть об одной душе". Вот несколько цитат оттуда.
"Во время собеседования, предварившего мой постриг, я поведала о делании, которое намеревалась совершить в Кармеле: "Я пришла спасать души и прежде всего - молиться за священников"[44]. (Не себя пришла она спасать в монастырь, но других!)
Произнося, как кажется, слова о своем недостоинстве, она тут же пишет: "Я неизменно храню дерзновенное упование на то, что стану великой святой... Я думала, что рождена для славы и искала путей к ее достижению. И вот Господь Бог ... открыл мне, что моя слава не будет явлена смертному взору, и суть ее в том, что я стану великой святой!"[45] (Ни один из святых никогда не имел "дерзновенного упования" стать "великим святым". Макарий Великий, которого сподвижники за редкую высоту жизни называли "земным богом", лишь молился: "Боже, очисти мя грешного, яко николиже [= никогда] сотворих благое пред Тобою"). Позднее Тереза напишет еще более откровенно: "В сердце моей Матери-Церкви я буду Любовью... тогда я буду всем... и через это моя мечта осуществится!"
"Не менее показателен опыт и другой великой католической святой, "Учителя Церкви" Терезы Авильской (XVI в.) (возведенной папой Павлом VI (†1978 г.) в достоинство Учителя Церкви). Она настолько увлеклась "откровениями", что не увидела дьявольского обмана даже в таком безобразном видении, как следующее.
После многочисленных своих явлений "христос" говорит Терезе: "С этого дня ты будешь супругой Моей... Я отныне не только Творец твой, Бог, но и Супруг".[40] "Господи, или страдать с Тобой, или умереть за Тебя!" - молится Тереза и падает в изнеможении под этими ласками, закатывает глаза, дышит все чаще и по всему телу ее пробегает содрогание. Если бы нечестивая, но опытная в любви женщина, - пишет Мережковский, - увидела ее в ту минуту, то поняла бы, что все это значит, и только удивилась бы, что с Терезой нет мужчины; а если бы и в колдовстве была эта женщина опытна, то подумала бы, что с Терезой вместо мужчины тот нечистый дух, которого колдуны и ведьмы называют "инкубом".[41] "Душу зовет Возлюбленный таким пронзительным свистом, - вспоминает Тереза, - что нельзя этого не услышать. Этот зов действует на душу так, что она изнемогает от желания".[42] Перед смертью она вновь восклицает: "О, Бог мой, Супруг мой, наконец-то я Тебя увижу!". Не случайно известный американский психолог Вильям Джемс, оценивая ее мистический опыт, писал, что "ее представления о религии сводились, если можно так выразиться, к бесконечному любовному флирту между поклонником и его божеством".[43]
Проф. богосл. Осипов А. И.
Добавить к этому нечего. Практически все, так называемые, "святые" католической церкви, после разделения церквей, были в глубокой прелести.
Максим
2008-08-20 17:47:11
Ужасно с духовной точки зрения. Запрограммировать себя на святость с детства и осознанно идти к этому - надо обладать неуемной гордыней. Провозгласить Учителем Церкви заблуждающуюся, нуждающуюся в наставлениях и защите духовных отцов (матерей) девочку "по просьбе трудящихся" моли только в католической церкви, размахивая флагом популяризации христианства и теряя истинные ценности... Яркий антипример, как мне кажется, говорящий в пользу консервативного православия. Скажи мне, кто святые, и можно судить о религии по этим примерам. Никто из православных святых и в мыслях не мог допустить собственной святости. Наоборот. Осязание собственной греховности (а не святости) обострялось с неимоверной силой.
Андрей Никитин
2008-08-25 16:12:13
Святость в понимании православных связана с каноном. Так, например, писались жития святых (определенная стилистика, форма и т.д). Это защищало писания от превратных толкований, корректировало его с точки зрения общепринятых норм духовной жизни. В случае с житием Терезы из Лизье ничего подобного не предпринималось, так же, как и со многими другими. Это лишь говорит нам о том, что католическая церковь желает проявить в этом вопросе наиболее приближенный к жизни взгляд на житие святого. Для православного христианина, конечно, подобные заявления Терезы колят глаза и не только. Но достаточно посмотреть на это в перспективе менталитета, истории, нравов какого-либо католического государства, становится понятно, что выраженное на вербальном уровне у католических святых по форме, манере и методу описания очень разнится с православной традицией. Таким образом, то, что непозволительно на востоке, не вызывает особого сопротивления на западе. И наоборот, что считается обязательным на востоке, на западе просто не понимается и считается странным. На то и Господь создал столь разные народы, чтобы они в основной своей идее приближались к единству. И старались не осуждать соседей, но вникать в их мировоощущение, учитывая и культурный контекст. По этому поводу хорошая, на мой взгляд, статья отца Георгия Чистякова о святой Терезе из Лизье. Она есть в интернете.
протоиерей Димитрий
2010-04-15 13:40:39
Ужасно!
Ника
2011-04-25 04:31:51
Вот пример неоднозначности оценки людьми одного человека...В Вашем произведении она предстаёт примером скромности, самоотверженности, уничтожения собственной важности, которые любому православному сделали бы честь. А в комментариях православных людей высвечивается новая информация... Пускай она была подвержена прелести, чем могла и погубить свою душу, но вот Ваш текст служит неплохим источником вдохновения и поучения. Хотя, конечно, никому не стоит сознательно претендовать на святость. Чем более свят (объективно) человек, тем больше в нём покаяния. Такой вот парадокс. "Блаженны нищие духом..." Так что да - самопожертвованию в быту, и нет - гордыне и придаванию своей роли в мире такой вот огромной значимости :)
Юра Севостьянов
2014-08-02 17:38:57
"Вот пример неоднозначности оценки людьми одного человека.." - совершенно верно, Ника, совершенно верно. Ведь каждый судит других по себе и никак иначе. По духу своему, которым живёт. Вот, если бы судить по Христу...
Геннадий приводит цитату: "Я неизменно храню дерзновенное упование на то, что стану великой святой... " Это же место приведу и я: "И тем не менее я постоянно ощущаю дерзновенное желание стать великой святой..." Хранить упование и ощущать желание - разница по смыслу велика и пропасть между этими смыслами огромна, как между раем и адом. Уповать на святость - это от сатаны, а ощущать желание... - это "страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению." (Флп 2 12). Она даже не говорит "имею желание", а ощущаю желание. Это всё есть разные слова и кто их когда поменял... Бог Судья. Важно самому не забывать "Не судите да не судимы будете". Святой Терезе от ваших слов не убудет, вот вам что будет? Потому как у католиков нет собрания, где бросают клич "Это в святые! А Это в ад", ибо святость от Бога, потому как чтобы признать кого-то святым в Католической церкви, необходимо, чтобы было явлено не одно чудо, которое не подлежит сомнению. А чудес творец - Бог, как и избирающий избранных своих, которым быть святыми. И которым может дать ощущение святой будущности. Без Бога нет святости: "Будьте святы ибо Я Свят".
Как жаль имеющих ненависть к Католической церкви, потому как не мною придумано: "Кто громче всех кричит "держи вора"?" Потому что не от Бога разделение братьев и не от Бога способствующие этому.
Марина
2015-02-17 14:13:54
Это ужасно!!! Превратить религию в дамский роман!!!! Маленькая девочка со слабым здоровьем компенсировала недостаточно яркую жизнь фантазиями. а католики объявляют её святой!!! Абсурд!
Дневник по книге Второзаконие - Николай Погребняк Записывать мысли, возникавшие при чтении Библии или во время молитвы, а также наставления, затронувшие сердце, я начал сразу же, как стал ходить в церковь. Делал это для более глубокого осмысления (пока формулируешь мысль и записываешь её, думаешь над этим откровением или назиданием). За четверть века накопился материал для цикла: "Изучаем Библию".